В сумерках он появляется на площади, вооруженный странными предметами:
факелами, цепями, палками. Через минуту вспыхивают фитили, и вот уже
человек танцует, управляя большими огненными шарами – поями, которые
летают вокруг него по красивейшим траекториям, как спутники вокруг
планет. Этот человек – пойстер.
Знаете, как огоньком сигареты рисуют в темноте круги и квадраты? Работа
огнекрутов производит впечатление, во много раз превышающее это хоть и
привычное, но все же медитативное зрелище. Кручению огня много веков:
еще восточные факиры дышали огнем, приводя в трепет публику. Известно
также, что это занятие было распространено в Европе уже в Средние века. К
нам, сегодняшним, это вновь ставшее популярным искусство пришло из
Европы. Красота и романтика работы пойстера привлекает к этому занятию
все больше людей – молодых, увлекающихся, рисковых.
С чего начать? Как приобщиться? С тренировок, конечно. Дмитрий Мелкин –
жонглер и факир, участник одной из лучших московских команд «Огненные
люди». Он познакомился с огнем 10 лет назад, в горах Венгрии на
фестивале «Затмение», и в начале своего жонглерского пути занимался по
шесть часов в день: по его словам, техника – обязательный компонент:
«Как иногда принято?.. Тяп-ляп – и хорошо, а отсюда травмы. Работая
ежедневно на протяжении нескольких лет, я понял, что такое концентрация и
как она важна».
Знаете, почему попадается столько начинающих «огнекрутов» с ожогами?
Скорее всего, им быстро наскучили тренировочные пои, и они слишком рано
взяли в руки настоящие. Субкультура, по словам Мелкина, это параллельный
профессиональному мир: «У меня дома в тумбочке лежат пои – одни из
первых в этой стране, и мне печально, что уличное движение превратилось в
субкультуру, где важней всего сделать крутой трюк. Я умею крутить
«восьмерку» и «бабочку» – ужасный, убийственный жаргон! Ясно, что это
лишь классификация механических движений, и хитрость в том, что через
эту механику надо просочиться. Если ты можешь делать трюки, но тебе
нечего сказать, если нет личности твоей – это не искусство. Если, живя в
этой стране, не знаешь, кто такие Пушкин, Достоевский, Станиславский,
Енгибаров – ты не создаешь искусство. В нашей группе есть люди, которые
многое знают о человеке, и научились трансформировать свои переживания и
отдавать зрителю. Дело не в том, что у них в руках – пои или факел, а в
том, как они умеют шутить или переживать, любить или страдать».
То есть не только трудолюбие и упорные тренировки могут сделать из
любителя профессионала. Необходимо читать, смотреть, думать,
чувствовать, наконец. Тогда количество перейдет в качество: «Кручение
огня не есть цель. Поясню: трюк – это слово, и если все правильно, то из
этих слов складывается послание».
Сам Мелкин упорно учился, причем не только в России: «Я путешествовал,
учился и смотрел. Одновременно я вырезал ангелочков из бумаги и
жонглировал на площадях. За это мне давали деньги, на которые я покупал
хлеб, сыр и вино. Вдобавок в дороге можно выяснить массу вещей о себе,
которые касаются тебя самого, а не профессии. В Милане я спал на
картонках и узнавал полицейских в лицо. А сейчас ненадолго приехал в
Москву из Чехии, где занимаюсь физическим театром в лабораторном проекте
театра «Continuo». Да, это никак не связано с огнем, но напрямую
связано с умением выражать мысли движением».
По сути дела, не каждый пойстер – актер. Мелкин говорит, что находиться
рядом с огнем и при этом не прятаться за него – главная ценность.
Пламя-то само по себе самодостаточно – вспомните, как долго можно
смотреть на свечу или костер: «Мы – «Огненные люди» не потому что
работаем с пламенем, а потому что несем человеческие вещи: не происходит
у нас подмены реальности, мы не прячемся за спецэффектами. Поэтому мы
научились управлять энергией праздников. Ты можешь с ведром на голове
танцевать – и сделать незабываемое представление!»
Творчество «Огненных людей» направлено против эстетического неравенства:
«Есть гениальные спектакли, но не пойдет туда простой смертный, потому
что считается: есть те, кто в состоянии понять, и те, кто не в
состоянии. А с нашими перформансами такого не бывает, ведь это простые
понятные действия. Мы стараемся сохранить трубочистскую, оборванческую
эстетику, так как знаем: людям осточертела погоня за роскошью и
благоденствием, за продуктом в искусстве. Конечно, нам тоже приходится
порой работать на коммерческих мероприятиях, но иногда вдруг понимаешь,
что тебе есть, что сказать какому-то человеку из нефтяной компании,
несмотря на колоссальную пропасть между вами. Я могу чувствовать себя
свободно за керосиновой копотью, ведь клоунада – это страшное искусство,
с помощью которого можно что угодно сказать в лицо».
Словарь (термины употребляются среди любителей)
Пои – на языке новозеландских маори это слово означает «шар».
Прикрепленные к веревкам, они служили для развития гибкости и силы рук.
Распространившись по Европе из Англии, где живут самые сильные пойстеры
мира, пои оказались востребованы огромным количеством людей. Сейчас пои
делают из цепочки, к которой прикреплен фитиль, есть и тренировочные
пои: чаще всего это прикрепленные к цепочкам теннисные мячики.
Пойстер – огнекрут. Обычно им можно стать через пару лет ежедневной работы с тренировочными поями.
Кручение – в процессе участвует все тело. Необходима хорошая координация
движений и знание основных приемов. Руки крутят огненные шары, а тело
танцует. Естественно, крутят огонь в темноте, когда его лучше всего
видно.
Безопасность – среди первоочередных средств первой помощи:
«Пантенол-спрей», бинт, обезболивающее, влажные салфетки, перекись
водорода. Если вы новичок и чувствуете себя неуверенно, не крутите в
одиночку: нужны люди «на подхвате», которые при неожиданном развитии
событий смогут помочь. Если огонь все же вспыхнул на вас, не
поддавайтесь панике: постарайтесь сбить пламя.
Керосин – им пропитывают фитили, чтоб те дольше и ярче горели. Лучше
всего – обычный осветительный керосин, а вот технический спирт, солярка,
ацетон или, не дай Бог, жидкость для розжига каминов и всяческие
спиртовые настойки не рекомендуются. На 60 огненных представлений
команде из 5 человек нужно 200 литров керосина.
Фаербол – один из самых впечатляющих, но и самых опасных трюков, во
время которого пойстеры «дышат» огнем. Танцор набирает в рот керосин и с
силой выплевывает его на горящий факел. В результате столб пламени
порой достигает верхних ветвей деревьев.
Стафф – шест с факелами на двух концах, которым жонглируют в воздухе. К
таким конструкциям относится и веер: несколько факелов, укрепленных на
расходящихся лучами легких алюминиевых конструкциях. Есть еще и девил
стик: короткий шестик, горящий с каждой стороны, который перебрасывают
при помощи двух коротких палочек.
Восьмерка, бабочка, etc. – разновидности приемов работы с поями,
классифицированные для удобства общения. Например, в «бабочке» пои
проходят по кругам в одной плоскости, в «восьмерке» – описывают
указанную цифру, а в «прыгалках» пои идут по параллельным круговым
траекториям.
Музыка – очень важная часть выступления. Часто пойстеры работают под
живые этнические барабаны (африканский джембе или турецкую дарбуку),
потому что главное для «огненной музыки» – ритм. А вообще фантазии нет
предела: тут и средневековая музыка, и нью-эйджевые или трансовые
композиции.
где важней всего сделать крутой трюк. Я умею крутить «восьмерку» и «бабочку» – ужасный, убийственный жаргон! Ясно, что это лишь классификация механических движений, и хитрость в том, что через эту механику надо просочиться. Если ты можешь делать трюки, но тебе нечего сказать, если нет личности твоей – это не искусство.