Четверг, 28.03.2024, 15:18
Приветствую Вас Заглянувший | RSS
www.vodolazru.ucoz.ru
Главная
Регистрация
Вход
Меню сайта

Популярные темы
  • Позитивное фото (379)
  • Цветы Солнца (342)
  • Поинг-занятие для души. (236)
  • Татуировки (235)
  • Родина (201)
  • Наркомания... (196)
  • Кино (177)

  • как зайти

    Статистика

    На месте: 1
    Мимо проходящие 1
    Родные 0

    WoSoft.ru - программы для всехLocations of visitors to this page
    Главная » Статьи » С мира по нитке » интересности

    Христианство и спорынья
    Глава 1 Забытое Древо Познания. Истоки просветления

    Психоделический бум 70-х, видевший в приеме ЛСД и других галлюциногенов путь к расширению сознания, породил мысли об изначальном появлении разума вследствие приема психоделиков. Основания для таких спекуляций прозрачны — действительно, в истории не зафиксирован народ, представители которого не употребляли бы никаких наркотических средств. Использование галлюциногенов всегда было частью религиозного мистического опыта человека в традиционных культурах.

    Вероятно, уже самые далекие наши предки обладали практикой одурманивания, которая внесла немалый вклад в историю развития социокультурной среды. Этноботаник Теренс Маккенна предполагает, что это один из ключей к разгадке эволюции древних людей. Он считает, что реальным источником одурманивания были повсеместные псилоцибиновые грибы, а эволюционным эффектом — быстрое увеличение размеров мозга. Эволюция головного мозга — загадочная область становления человека, к которой мы еще вернемся в дальнейшем разговоре. Вероятно, дурман и в самом деле мог стать одним из многих ее факторов, но не действуя прямо на мозг или гены, а формируя особый социальный отбор и информационную среду.

    Для того, чтобы понять истоки верований, традиций и их возможной биологической подоплеки, нам вначале придется побалансировать на скользкой грани между религией, оккультизмом и наукой. Упомянутый в цитате Теренс Маккенна (Terence McKenna), писавший, что в поисках происхождения разума «исследователи могли бы давным-давно обратиться к растительным галлюциногенам, не будь мы так склонны упорно избегать идеи о том, что нашему высокому положению в иерархии природы мы как-то обязаны влиянию растений или каких-то других естественных сил» («Пища Богов», 1992), попытался это «древо познания» найти. Это, собственно, и являлось главной задачей книги. Ее подзаголовок — «Поиск изначального древа познания: история растений, наркотиков и человеческой эволюции».

    В главе «Поиск древа познания» Маккенна изначально задался вопросом: «какие индольные галлюциногены и какие растения могли бы быть случайными виновниками возникновения сознания». И, как ему показалось, нашел искомое в галлюциногенных грибах Stropharia cubensis. «Целый ряд доказательств говорит в пользу того, что Stropharia cubensis и есть то пра-растение, та пуповина, связывающая нас с женским планетарным сознанием….Потребление галлюциногенных грибов развивалось как своего рода естественная привычка со своими последствиями для поведения и эволюции….Я думаю, что использование галлюциногенных грибов на обширных пастбищах Африки дало нам модель для всех последующих религий».

    Как Маккенна приходит к такому решению? Он пишет: «Пользуясь методом исключения, мы склоняемся к мысли, чтобы начать подозревать грибы». Что же он исключил и почему? Вот одна его установка: «Растение, которое мы ищем, должно быть африканским, поскольку существуют неоспоримые доказательства, что человек происходит из Африки». С этим, вероятно, можно согласиться. А вот второй постулат выглядит странно — «Неизвестно использование в Африке и растений, содержащих соединения типа ЛСД. И там нет никаких растений, богатых такими соединениями».

    Здесь американский автор пионерных исследований по этноботанике и оригинальный мыслитель Терренс Маккенна, несмотря на свое двадцатипятилетние изучение шаманизма и этнофармакологии, похоже, ошибся. Такое растение, «содержащее соединения типа ЛСД», в Африке есть. И не только в Африке. Ошибка была запрограммирована в самой постановке вопроса — Маккенна искал именно галлюциногенное растение с действием, подобным ЛСД, не учитывая, на что этот наркотик похож и как он действует. Знаменитый этноботаник не вспомнил об естественном наркотике организма — серотонине.

    Еще почти за двадцать лет до книги Маккенны биолог и ботаник Лайелл Уотсон (Lyall Watson) в «Ошибке Ромео» («The Romeo Error», 1974) отметил: «Молекула серотонина поразительно похожа на вещество, которое впервые было получено из ржаного зерна, зараженного паразитическим грибком спорыньи, а теперь синтезируется и называется ЛСД (lysergic acid diethylamide)».

    Серотонина (точнее, триптофана, из которого синтезируется серотонин), больше всего в смоковницах (особенно в Ficus religiosa). Тот же Уотсон писал и об этом: «В Африке смоковницы для многих священны и их очень редко срубают. В Индии они известны как «бо», и считается, что как раз под таким деревом сидел (и ел инжир) принц Сиддхартха Гаутама, когда он вдруг понял причины человеческого страдания. После этого просветления его и стали называть Буддой».

    Сегодня Теренс Маккенна живет на Гавайях, читает там лекции о грибах и разрабатывает «Novelty Theory». За десяток прошедших лет он своего мнения о Stropharia cubensis не переменил и «дерево познания» не нашел. А ведь если он смог бы посмотреть на свою теорию под немного другим углом, то, возможно, обратил бы внимание, например, также на бананы, которыми питались наши обезьяноподобные предки. В бананах тоже много триптофана, прекурсора серотонина. Но о серотонине — позже. Вернемся к смоковницам.

    У смоковницы много других названий, и это вносит некоторую путаницу. Многие не знают, что инжирное дерево, фиговое дерево, фикус, дерево бо, бодхи — все это разные названия смоковницы. Винная ягода, фига, инжир — это смоквы.

    То, что именно фига (смоковница) и есть Древо Познания, еще не совсем забыто. Забавный пример: на заре появления видеофильмов в России было популярно кино «Греческая смоковница» (Griechische Feigen). Фильм очень милый, по нынешним меркам даже на эротику не тянет, но в 80-х в агонизирующем перед смертью СССР за его просмотр давали статью как за порнографию. Если помните, то по сюжету молодая девушка едет в Грецию, чтобы познать жизнь, познать любовь, то есть вкусить символические плоды с «греческого древа познания». Переводчики на английский символизм названия уже не увидели и перевели его как «The fruit is ripe» (Ягодка созрела). Деятели отечественных видеосалонов вообще не знали, что такое смоковница, и писали на афишках «Греческая смАковница», подразумевая смакование экзотических для постсоветского зрителя эротических сцен…

    А смоковницу люди почитали всегда. С древнейших времен. На востоке смоковница — это вселенское древо. Возвращение к Корню, к Единому, к потенциальному рисуется в некоторых восточных учениях в форме обращения стрелы времени. «Отношение к Небытию как залогу жизни (все уже есть в невыявленной форме) порождало тенденцию к движению времени вспять». Кроме того, прошлое связывается на Востоке с верхом. Прошлое — это исток реки, который, быть может, лежит высоко в горах. К истоку поднимаются. «Саканобору значит «подниматься вверх по течению» или к истокам, т. е. возвращаться вспять, к прошлому». Видимо, поэтому образ вселенского древа, смоковницы, изображается иногда корнями вверх. Это имеет место, к примеру, в Катха Упанишаде.

    Как такое древнее почитание смоковницы отразилось в более молодых религиях?
    Буддизм
    Будда сидел под смоковницей… Мочки ушей
    Почти достигали пупка… Будда думал: «Вот странно…
    Все я познал: сущность сущности, вещность вещей,
    А тянет, поди ж ты, в сансару, отнюдь не в нирвану…»

    Юля Фадеева. Медитация

    Наиболее явно смоковница представлена, конечно, в буддизме. В основе учения Будды лежат четыре благородные истины, открывшиеся ему в знаменитую ночь просветления под деревом Бодхи. Само название дерева с тех пор стало синонимом познания и просветления. Теперь под термином «бодхи» буддисты понимают совершенное познание или просветление; просветленный ум Будды; дерево познания, смоковницу.

    БОДХИ — Просветление. Совершенное состояние сознания. В буддизме предшествует состоянию нирваны, абсолюта. Испытав просветление, Сиддхартха Гаутама стал Буддой. Дерево, под которым это случилось, называют древом просветления, древом познания, древом бодхи. Его традиционно выращивают на территории монастырей.

    Родственница той самой смоковницы и сегодня растет в храмовом комплексе Махабодхи в Бодх-Гая, точно на месте того самого дерева, под которым сидел Будда. Нынешнему дереву Бодхи более 120 лет. Эта смоковница, носящая научное название Ficus Religiosa, потомок в четвертом поколении от оригинала. Считается, что Будда просидел неделю под ней, питаясь инжиром, и просветлел. С тех пор это дерево считается буддистами священным и является предметом поклонения. Впрочем, корни восточного поклонения смоковнице уходят гораздо дальше.

    В первоначальном буддизме не было традиции изображения Учителя, поклонялись лишь символам Будды. Некоторые из этих символов и священных предметов значительно древнее самого буддизма. Почитание смоковницы, например (под которой Сиддхартха достиг просветления), очевидно, восходит к древнему культу деревьев.

    На буддистских барельефах (Санчи, Центральная Индия, 250 г. до н. э.) даже слоны приходят поклониться священной смоковнице, под которой Будда произнес свою первую проповедь. Обратите внимание — именно смоковнице, а не самому Будде. В буддизме Будде не поклоняются, и поэтому в некоторых духовных школах, например, в дзэн-буддизме, парадоксально советуют ученикам: «Встретишь Будду — убей Будду», то есть уничтожь предмет поклонения и собственные иллюзии. В Библии тоже было «не создай себе кумира», но — не прижилось, ибо не поклоняться для человека очень сложно: в основных человеческих инстинктах заложена этологическая необходимость структурировать иерархию во главе с доминантом.
    Иудаизм

    Выражение «сидеть под своей смоковницей» очень распространено в иудаизме. «Если, как говорится в Библии, каждый народ будет сидеть под своей смоковницей, тогда и возможен истинный мир», — считает раввин Авраам Шмулевич. Со смоковницей по Библии связывалась спокойная и мирная жизнь. «И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона» (3 Цар. 4:25). «…и радовался Израиль великой радостью. И сидел каждый под виноградником своим и под смоковницей своею, и никто не страшил их» (Маккавеев 13:41). Смоковница — королева деревьев: «И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами» (Судей 9:10). Это дерево стало символом мудрости, символом Торы. «Однажды охватил меня жестокий голод, — рассказывает раби Йоханан, — и подбежал я к восточной стороне смоковницы, и случилось со мной сказанное Экклезиастом (7:12): «Мудрость дает жизнь владеющему ею». О том, что смоковница была тем самым райским Древом Познания, иудеи не забыли:

    Смоковница. Иногда ее называют фиговым деревом или инжиром, латинское название Ficus carica L. Этому растению выпала честь быть первым названным в Библии после древа познания добра и зла. Интересно, Мидраш даже говорит, что самим древом познания как раз и была смоковница, мол, «чем первые люди согрешили, тем и воспользовались для прикрытия своего греха»; Шимон бар Йохай в этом комментарии использует игру ивритских слов: «тээна» — смоковница и «тоана» — придирка, повод, через который весь мир оказался надломленным. Во всяком случае, в таком толковании больше смысла, чем в распространенном мнении, закрепленном традицией европейских художников изображать запретный плод в виде яблока.

    «Одно из самых таинственных событий, описываемых в Библии, — грехопадение человека. Этот сюжет во все времена вызывал многочисленные вопросы. И вот один из них: что это за загадочное “древо познания добра и зла», после вкушения плода которого человек утратил свой первый дом — Эдем, или Рай…» — так начинает свои рассуждения кандидат богословия П. Малков. Никакой особой тайны здесь, правда, не заметно. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт 3:7). Все знают выражение «прикрыться фиговым листом», хотя и забыли, что фига — это смоковница, и раз есть фиговые листья, значит и смоковниц кругом «до фига» (простите за каламбур). Многие средневековые художники так себе это и представляли, несмотря на легенды о яблоке. «В средние века А. и Е. часто изображали на произведениях искусства. Эти фигуры встречались на серебряных и цинковых купелях XIV и XV столетий, в преддвериях готических церквей; фигуры изображались опоясанными листьями смоковницы, подле древа познания» (сл. Брокгауза). Под чем стояли, тем и прикрывались. Рай был засажен смоковницами. «Что это за дерево, от которого ели Адам и Ева? … Рабби Йоси говорит: смоковница это была». — сообщает о споре насчет Древа Познания древнейший из агадических мидрашей Берешит Раба (15:7).

    Иосиф Флавий в своих знаменитых «Иудейских древностях» считает, что в результате грехопадения Адама и Евы, съевших запретный плод, «дерево, оказалось, повлияло на их рассудок и мышление. Тогда они прикрыли себя листьями смоковницы и, скрыв под ними наготу свою, начали думать, что они теперь еще счастливее, чем прежде, найдя то, в чем они раньше нуждались» (Кн.1 Гл.1). Вопрос только в том, почему же ветхозаветный бог не поощрял «просветления» и запретил есть плоды: «Только плодов дерева, которое среди рая, сказал бог, не ешьте их…» (Быт. 3:3).

    Библейское сказание о грехопадении в свою очередь происходит из древних ассирийско-вавилонских преданий и в ассирийских источниках иллюстрируется даже барельефными изображениями. Так один барельеф на цилиндре, хранящемся в British museum, изображает мужчину и женщину сидящих у дерева и простирающих руки к его плодам.
    Христианство

    В отличии от иудаизма, христианство о дереве познания забыло, но иудейское уважение к смоковнице некоторые конфессии разделяют. «Библейское выражение „быть под смоковницей“ всегда символизировало Божье благословение, наивысшее процветание и благополучие» — считает, например Ассамблея Евангельских христиан «Свет Истины».

    Но, хотя в Египте в Матариехском монастыре (Гелиополис) паломникам за известную плату показывали дикую смоковницу под которой якобы богородица кормила младенца Иисуса, образ смоковницы в христианстве не прижился и «Плодом Познания» в широких массах давно стало считаться яблоко. Как обычно, любая подобная необоснованная уверенность начинает обрастать выдуманным символизмом и притянутыми за уши истоками: «Яблоко было запретным плодом Золотого Века. Будучи круглым, оно представляет целостность и единство и противопоставляется гранату, состоящему из множества зернышек. Эрида бросила между богами золотое яблоко раздора. Яблоко символизирует также бессмертие как плод из сада Гесперид или из сада Фрейи» и т. д. Если же кто-нибудь откроет Библию, то сможет убедиться, что никакого яблока там нет — только неизвестный «плод». Но поскольку среднестатический христианин Библию не читает, то массовая «вера в яблоко» распространилась настолько широко, что недавняя книга итальянских журналистов и католического священника под названием «Ева не ела яблока», разоблачающая самые одиозные околобиблейские мифы и заблуждения, была воспринята чуть ли не как сенсация.

    Впрочем, некоторые христианские богословы еще помнят, что именно считалось плодом древа познания до средневековья. Например, богослов Петр Малков пишет так:

    Кстати, если некоторые древние христианские толкователи Библии начинали рассуждать о том, какого же «сорта» было древо познания, то чаще они называли здесь отнюдь не яблоню — как могли бы, наверное, ожидать многие, а смоковницу. Идея о том, что Ева съела именно яблоко, довольно поздняя по времени возникновения. Она появилась в средневековой Европе, и уже отсюда благодаря шедеврам западноевропейской живописи и знакомству с католической духовной литературой проникла к нам в Россию. …Среди Святых Отцов существует, впрочем, и иная точка зрения на природу этого райского древа. Многие из них считали его не обыденной смоковницей, но воспринимали как «духовное растение», придавая глубокий смысл и самим его плодам, и возможности их вкушения.

    Посмотрим, что писали по поводу смоковницы Святые Отцы: «Древо сие было для него образом двери, плод — завесою, закрывавшею храм. Адам сорвал плод, преступил заповедь, и едва увидел славу, которая лучами своими осияла его извнутри, как побежала прочь, и поспешила искать себе убежища под смиренными смоковницами». Косноязычное, в лучших традициях св. Иоанна, писание св. Ефрема Сирина заставило некоторых наборщиков, перепечатывающих этот текст для официальных христианских сайтов и решивших, что это Адам бросился прятаться под смоковницами, исправить падежи на «побежал» и «поспешил». Но в оригинале было именно так, как приведено выше — «сияющая слава» (христианский синоним «озарения») спряталась под смоковницами. Спряталась там, откуда и пришла.

    «Узнал проклятый, каково сие святилище, — продолжал свои откровения св. Ефрем Сирин, — узнал, что от Адама и Евы слава его сокрывается в древе познания, узнал, что вход в двери святилища прикрыт заповедию, и догадался тогда, чтов плоде дерева — ключ к правде…»(cв. Ефрем Сирин, «О рае»).

    Но «ключ к правде», нужный по мнению святого Ефрема только дьяволу, был не нужен ни христианам, ни христианскому Богу. В христианской теологии вкушение «запретного плода» — самый первый и неискупимый грех, за который люди расплачиваются по сей день. Не зря, по мнению св. Сирина, «посреди рая насадил Бог древо познания, окружил его страхом, оградил ужасом» (ibid).

    Сам Христос на первый взгляд относился к смоковнице без должного пиетета. То хотел убрать ее с глаз подальше: «Если бы у вас была вера с горчичное зерно, вы сказали бы этой смоковнице: «вынь свои корни и пересадись в море», и она повиновалась бы вам» (Мат 17:20), то ни за что засушил неплодоносное древо. Но о Христе и смоковнице чуть ниже.
    Мусульманство

    Хотя библейский запрет есть с дерева познания автоматически перекочевал в Коран: «А ты, Адам, поселись ты и жена твоя в раю; питайтесь, чем хотите, но не приближайтесь к этому дереву» (Сура 7 Преграды, аят 18/19), смоковница у мусульман также считается священным деревом, так как им клялся Аллах. Это отражено в Коране в одноименной суре «Смоковница»: «Клянусь смоковницей и маслиной, и горою Синаем…» (Сура 95 Смоковница, аят 1–2).
    * * *

    Кратко все вышеизложенное о смоковнице отражено в «Словаре символов» Грайфа:

    Фиговое дерево иногда олицетворяет Древо Знания и соединяет в себе символику как мужского, так и женского принципов, поскольку фиговый лист имеет мужскую символику лингама, а фига — женскую символику йони.

    Фиговый лист означает похоть и секс. «Фиговый лист означает пьянство и телодвижение и, говорят, походит на мужской половой член» (Плутарх).

    В буддизме это священное Дерево Бо, под которым Будда достиг прозрения.

    В христианской символике фига используется вместо яблока в Саду Эдемском.

    В грекоримской традиции посвящен Диониису (Вакху), Приапу, Юпитеру и Сильвану. Имеет фаллический смысл.

    У евреев означает мир, процветание, множество. Символ Израиля с лозой.

    В исламе Древо Небес, священное, поскольку Мухаммед им клялся.

    У народов Океании Древо Жизни и объект всевозможных ритуалов.

    Фиговое дерево, растущее над полем ржи: Зато горькое соседство делает мои плоды еще слаще. Священное дерево во многих регионах (особенно в Египте, Индии, Юго-Восточной Азии и части Океании). Значение фигового дерева в древнем мире во многом определялось его важностью как продукта питания.

    В христианской символике часто фигурирует «смоковница, дерево засохшее», обозначающее не признающих миссию Иисуса Христа сторонников синагоги (иудейства) или лжеучения.

    Фига была символом плодородия также и в Индии, где ее связывали с созидательной силой Вишну и Шивы

    Смоковница в буддизме — дерево бодхи — символ озарения, поскольку под таким деревом в 528 г. до н. э. принц Сиддхартха Гаутама (Будда) достиг глубочайшего познания сущности жизни как преодоления земных страданий.

    Итак, идентифицировать Древо Познания оказалось несложно. Это — смоковница. Издревле знакомое людям дерево. Гарвардские археологи раскопали в 2006 году в Иорданской долине самые ранние из известных на сегодня окаменевших плодов, выращенные человеком. Это были плоды фиги. Окаменевшим винным ягодам эпохи палеолита оказалось больше 11 тысяч лет. На сегодня это самый ранний пример культивирования плодовых растений. Осталось выяснить, что же именно выделяет это дерево среди любых других. Почему именно фига стала объектом поклонения? Какой «глубокий смысл вкушения плодов» имели в виду богословы? И — напрашивающийся вопрос — почему же все-таки Христос засушил злосчастную бесплодную смоковницу?
    Глава 2 Под сенью смоковницы. Засушенное Древо

    Ходячее Слово, как мы уже имели возможность убедиться, не отличалось покладистым характером. Не найдя на этой превосходной смоковнице ни одной смоквы, Иисус позеленел от злости. Изругав ни в чем не повинное дерево, он под конец проклял его по всем правилам искусства. Смоковница с перепугу тут же начала сохнуть.

    Лео Таксиль. Забавное Евангелие

    Отношение Христа к смоковнице… Сколько копий сломано вокруг несчастного дерева. Засушенное растение вдохновляет христиан и вызывает благородный гнев атеистов и язычников.

    Христиане обычно придерживаются стандартного традиционного объяснения: погибшая смоковница символизирует бесплодное учение иудаизма, ибо «смоковница означает синагогу иудейскую, которая имеет одни только листья … но не имеет плода духовного, как учил в XI веке святой блаженный Феофилакт Болгарский. Или же бесплодность язычества. Но если, например, известный христианский поэт-философ К. Кедров пишет главу о роли смоковницы в буддизме и христианстве (а приличным философу представляется, естественно, только «буддизм, облагороженный христианством, оплодотворенный им»), то не грех и пофантазировать: «…некоторые обвиняют Христа в некотором немилосердии к смоковнице. Но здесь намек на бесплодие буддизма». В общем, что христианским богословам и философам не нравится, то засушенная смоковница и символизирует. Иногда, впрочем, бывают и более изощренные толкования, как откровения монаха Максиана (Архангельского), который узрел в засушенной смоковнице (видимо, в словах «засохла до корня», от Марка 11:20) призыв к оскоплению, ибо Иисус «силою веры, поста и молитвы засушил ее, давая этим назидание апостолам, что им не надо прикрывать свои детородные гениталии законом смоковничных листьев, а засушить их силою веры или сбросить как гадаринских свиней в море». Исходя из этого монах Максимиан, естественно, требует отвергнуть «соитие с женским полом, как результат первородного греха,… заменив его христианским супружеством церковного Венчания на Царство Небесное, требующим полного воздержания и оскопления по плоти» (ibid).

    В любом случае, это неэстетичное проклятие смоковницы святитель Игнатий (1807–1867 гг.) объявил чудом: «Чудом было умерщвление бесплодной, богатой одними листьями смоковницы». Христианское «чудо умерщвления». Под тенью смоковниц в Израиле усталые путники прятались от жаркого полуденного солнца. Но «богатство листьями», библейским символом стыдливости, спасти дерево от гнева Иисуса не может. Только плоды. Иисус же на этом опыте внушает ученикам: если будете иметь веру и не усомнитесь, то вы тоже сможете так умерщвлять («..не только сделаете то, что сделано со смоковницею..»), но и более того (Мат. 21:21–22). «Может быть, плод смоковницы райской был плодом воспрещенным. — Рассуждает дальше святитель Игнатий, не сомневаясь, что Иисус проклял дерево не просто так. — Чудеса Господа имели святой смысл, святую цель».

    Средневековые богословы засушенную смоковницу без внимания тоже не оставили. Она дала им основания для …оправдания инквизиции и вызова на церковные суды коров, кошек, петухов, жуков, крыс, гусениц и т. д. (к этому мы еще вернемся), что подробно освещено в классических трудах Фрэзера:

    Что же касается права церковных властей распространять свою юрисдикцию на диких зверей и гадов, как-то: крыс, саранчу, гусениц и т. п., то оно не могло быть с такой неоспоримой ясностью выведено — по крайней мере, на первый взгляд — из священного писания, и для этого потребовалась цепь умозаключений. Самыми неопровержимыми доводами считались следующие. Если бог проклял змея, соблазнившего Еву, если Давид проклял гору Гелвуй за смерть Саула и Ионафана, если спаситель проклял смоковницу за то, что она не дала плоды в неурочное время года, то ясно, что и католическая церковь также имеет безусловное право заклинать, отлучать, предавать анафеме, проклинать и осуждать на вечную муку все одушевленные и неодушевленные создания без всякого исключения.

    Язычники, видя (и совершенно справедливо) в смоковнице языческий символ жизни, считают проклятие Иисусом этого дерева знаком христианской нетерпимости и мистическим актом. В. Истархов, например, полагает, что это действие противопоставило христианство не только политеизму, но и самой жизни: «Когда Иисус Христос засушил смоковницу (от Марка 11:13–14 и 20), то это не просто проявление его несправедливости и дурости. Нет, это был мистический акт. На Востоке смоковница — языческий символ жизни. Иисус Христос показал, что его учение — это религия смерти».

    Андрей Светов посвятил вопросу «чуда умерщвления», названному автором экоцидом, целую главу. Приведу здесь отрывок.

    Беседа десятая. Проклятие смоковницы.

    (Об истинных корнях экологического кризиса)

    …И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и… говорит ей: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек!» И смоковница тотчас засохла.

    Увидевши это, ученики удивились и говорили: «как это тотчас засохла смоковница?»

    Евангелие от Матфея, 21:18–20.

    Л.Д. Говоря о том, что началу христианской эпохи сопутствовал акт экоцида, ты имел ввиду евангельское «проклятие смоковницы» или что-то иное?

    А.С. Я имел ввиду именно это событие, сообщенное евангелистами и свидетельствующее не только о патологической ненависти основателя христианства ко всему живому, но и, на мой взгляд, имеющее глубоко символическое значение.

    Дело в том, что «смоковница», или «инжир», или «дерево боддхи» испокон веков имело сакральное значение в тех регионах, где оно произрастало, и считалось деревом священным, символом “Древа Жизни». Само его латинское название — «Ficus Religiosa» — также говорит об этом. Это было дерево-«табу», единственное дерево, за умышленное уничтожение которого полагалась неминуемая смертная казнь для любого виновного, кем бы он ни был. Между тем, именно это, а не какое-то другое дерево избрал Иисус для совершения своего показательного экологического преступления. Проклятие и умерщвление смоковницы для самого Иисуса имело несомненный символический смысл: он-то прекрасно понимал, что посягает на дерево, являющееся символом «Древа Жизни». Но для его неискушенных учеников это обстоятельство, видимо, прошло незамеченным: их удивило лишь то, что «раби» погубил дерево не топором, а одной лишь силой проклятия.

    Смоковница была деревом священным не только потому, что это было достаточно редкое дерево, особенно в безводной Палестине, но также и благодаря совершенно особому химическому составу своих плодов. Дело в том, что смоквы являются плодами, не знающими себе равных по содержанию серотонина, — вещества, играющего огромную роль в работе головного мозга человека и являющегося одним из основных так называемых «неспецифических катализаторов психических процессов». В небольшом количестве серотонин вырабатывается непосредственно головным мозгом, но его дополнительное долговременное поступление в организм с плодами смоковницы неизменно повышает эффективность работы мозга и иногда даже способно мощно катализировать духовное развитие личности: недаром же Будда достиг просветления лишь тогда, когда целых шесть лет провел под смоковницей, — под «деревом боддхи», что значит «дерево пробужденных», питаясь почти исключительно его плодами, богатыми серотонином.

    С другой стороны, недостаточный синтез серотонина головным мозгом является патологией, способной превратить любого здорового человека в беспомощного идиота, — «блаженного, нищего духом».

    Поэтому евангельский рассказ о «проклятии смоковницы» следовало бы понимать гораздо шире: во-первых, как символическое начало уничтожения земного «Древа Жизни», и во-вторых, как начало погружения человечества в глубокий «сон разума», который сегодня, спустя два тысячелетия, привел нашу «цивилизацию» к тотальной духовной деградации, в свою очередь, опять же чреватой гибелью для всего живого. — Здесь круг замыкается, а «гадина» христианства впивается своим ядовитым зубом в собственный хвост.

    Христианские священники, кстати, сами подтверждают такую точку зрения, считая смоковницу «древом познания», но само «познание» — разум — бесплодным грехом, годным только к «иссушению»:

    Мир стал для людей враждебным и чтобы как-то защитится от него, они сшили себе одежды из листьев смоковницы, которая, как говорят, и была древом познания. Поэтому Христос и иссушил это дерево, как символ греха, внешне красивого, а внутри пустого и бесплодного.

    Но вряд ли так считал даже сам библейский Христос, и вряд ли самим христианам следует углубляться в символизм. Ведь их предупреждал апостол Павел: «Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор.11:3). Может быть, действительно, все проще, и нужно ли вообще искать в этом действии что-либо символическое?

    Здесь стоит отметить несколько неточностей у Светова. Во-первых смоковница «редким деревом в безводной Палестине» не была:

    Проведя весь день в прениях в храме, вечером Иисус спускался в долину Кедронскую и немного отдыхал в саду одного земледельческого учреждения (вероятно, предназначенного для производства масла), носившего название Гефсимании. Вокруг деревень, ферм или усадеб Виффагии, Гефсимании, Вифании было много оливковых плантаций, смоковниц, пальм.

    А насколько много смоковниц было? Может сочувствующий христианству и поэтически настроенный Ренан преувеличивает? Нет, о смоковницах в Галилее и священник Александр Мень писал: «галилеяне — здоровые, сильные, непосредственные люди — в большинстве своем занимались сельским хозяйством. Они выращивали виноград, смоковницы…», и классик атеизма А. Крывелев уточнял: «Виффагия означает в переводе «Дом Смокв». И это значит, что на «горе Елеонской» — там, где Иисус читал свою нагорную проповедь — все было засажено смоквами. Да и сейчас там смоквы растут:

    Вифагия. Важная христианская точка на восточном склоне Масличной горы между вершиной и деревней Эль-Азария, называемая по-русски Вифагия, а на иврите — Бейт-Паги. Название происходит от того же корня, что и греческая «фига», так что в переводе деревня называется «фиговый дом». В действительности здесь и сейчас есть сады инжира, или, как этот плод называется по-русски, смокв. В соответствии с христианской традицией, Иисус остановился здесь в Вербное воскресение перед въездом в Иерусалим со стороны Вифании и потребовал привести ему осла.

    Итак Христос, как и древний Адам в раю, жил в окружении смоковниц (и проповедовал под ними).

    Во-вторых «Проклятие смоковницы» как чудо могут воспринимать только христиане, которые смотрят исключительно в одно Евангелие, котороедоказывает то, во что хочется верить. Это цитировавшийся Световым Матфей: «И смоковница тотчас засохла». Но по Марку смоковница была замечена засушенной только на следующий день: «Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня» (Марк 11:20). Если на глазах засохла — можно классифицировать как чудо (о самом тексте речь, не о его адекватности реальности, естественно), а вот на следующий день — нет. Может в смоковницу молния попала или особо приближенные ученики подсуетились и помогли «чуду» произойти. Или же Иисус каждый день засушивал разные смоковницы.

    Если когда-нибудь христиане все-таки вспомнят, что смоковница — «древо познания», то это может стать очередным повод для толкований поступка Христа. Ведь так Иисус хотел, чтобы люди «просветлели», совсем как Будда, вот и засушил дерево, ибо не могло оно дать так нужное человеку знание. И будут дружно забыты пресловутые запрещения под страхом смерти есть с «древа познания» от другой ипостаси Троицы.

    Так может этот очередной поиск символизма напрасен, а все действие было вполне материально и конкретно? Ведь Светов сам понял, что дело в серотонине, но немного ошибся и тут. Не в «беспомощного идиота — блаженного, нищего духом» превращает человека низкое содержание серотонина, а в идиота агрессивного. Что было уже многократно доказано опытами на животных. Любой может этот эффект проверить и на людях — достаточно посмотреть на возвращающегося утром с дискотеки любителя «экстази». Возможно у Иисуса просто была «серотониновая ломка»?

    Тот, кто питался плодами «древа познания», мог, по опыту Иисуса, видеть разные странные вещи (так и задумаешься — Будда «просветлел» или его просто «сглючило»? Вероятно, первое, ведь серотонин наркотик естественный, в отличие от «обманки» — ЛСД, но восприятие при изменении его баланса, как и при приеме ЛСД, может быть очень индивидуально. Впрочем, для истинного буддиста есть ли разница? Ведь жизнь — это лишь видимость, сон, иллюзия, майа). Вспомним, как Иисус звал последователей — заметив, что потенциальный «клиент» сидит под смоковницей, Христос обещал ему: «Нафанаил …прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. … Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего … истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:48–51).

    Какими бы спекулятивными не казались эти рассуждения, не торопитесь — нам еще предстоит выяснить, что такое серотонин и почему каннибалы обычно едят мозг.

    Источник: http://lib.rus.ec/b/146330/read
    Категория: интересности | Добавил: Мозговзрыватель (14.06.2011)
    Просмотров: 1334 | Комментарии: 2 | Теги: действия природных токсичных вещест | Рейтинг: 5.0/28
    Всего комментариев: 2
    1 Юрец  
    0
    так почему каннибалы едят мозг?

    2 Мозговзрыватель  
    0
    скорей всего своих не хватает biggrin

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Категории раздела
    интересности [51]
    Обычное с необычной стороны


    Copyright MyCorp © 2024